Методическая копилка



Речевые игры для развития  диалогической речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.
Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои  ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.
Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.
Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор». (Приложение 1).
Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность  ребенка в целом. (Приложение 2).
          Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.
Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.
Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.
К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.
Задания носят:
·        Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
·        Грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).
А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).
 Предлагаемую  подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В  упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.


Приложение 1
Гуси-гуси.
Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».
Воспитатель
Гуси-гуси!
Дети
Га-га-га!
Воспитатель
Есть хотите?
Дети
Да-да-да!
Воспитатель
Ну, идите!
Дети
Нам нельзя.
Воспитатель
Почему?
Дети
Серый волк под горой-
Не пускает нас домой!
Воспитатель
Ну, летите,  как хотите! 
«Гуси» бегут к дому , «волк» бросается ловить их. «Гуси» собираются в «домике». Пойманный становиться «волком». Игра повторяется.
Зайцы
«3айцы» скачут на полянке.
Воспитатель
Зайцы серые играют.
Дети

Скок да скок!
Скок да скок!
Воспитатель
В лесу ягоды собирают.
Дети
В кузовок, в кузовок!
Воспитатель
Ой, красивая лужайка.
Дети
А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)
Воспитатель
Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!
Наигрались, зайки, спите,
Только лес не уснет…
(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)
Воспитатель
Зайцы серые, бегите!
Дети
Волк идет!
Волк идет!

Светофор
У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.
Ведущий  поднимает красный кружок.
Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!
Ведущий поднимает желтый кружок
Дети: (хором). Желтый тоже подожди!
Ведущий  поднимает зеленый кружок.
Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»
Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»
Опоздавший. Задержал светофор.
Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.


Приложение 2
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
-Фи, футбол!
Сказала мама:
-    Фу, футбол!
Сестра сказала:
-Ну, футбол...
А я ответил:
-    Во, ФУТБОЛ!
Г. Сапгир

1.  Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
2.  Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
3.  Какой первый слог, какой второй слог?
4.  Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

СОРОКА И МЫШЬ
-    Мышка-трусишка, ты треска боишься?
-    Ни крошки не боюсь!
-    А громкого топота?
-    Ни капельки не боюсь!
-    А страшного рёва?
-    Нисколечко не боюсь!
-    А чего же тогда ты боишься?
-    Да тихого шороха...
Н. Сладкое

1.   Изобрази шорох, топот, рёв.
2.   Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
3.   Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере­дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

СОРОКА И ЗАЯЦ
-    Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
-    Э-э, Сорока, всё равно плохо...
-    Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
-    Э-Э, Сорока, невелико счастье!
-    Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
-    Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья...
Н. Сладков

1.   Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
2.   Как ты понимаешь слово ДУША?
3.   Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ
-    Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
-    Я-то? Да ем.
-    А днём?
-    И днём ем.
-    А утром?
-    И утром.
-    А вечером?
-    И вечером.
-    А когда же ты не ешь?
-    Когда сыт бываю.
-    А когда ты сытым бываешь?
-    А никогда.
Н. Гладков.

1.   В какое время суток медведь не ест?
2.   Утро, день, вечер - это СУТ-...
3.   Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

ЯМА
-Яму копал?
-Копал.

-    В яму упал?
-    Упал.
-    В яме сидишь?
-    Сижу.
-    Лестницу ждёшь?
-  Жду.
-    Яма сыра?
-    Сыра.
-    Как голова?
-    Цела.
-    Значит, живой?
-    Живой.
-    Ну, я пошёл домой.
О. Григорьев

1.   Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
2.   Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ
-    Кто там ходит в огороде?
-    Это я, козёл Мефодий.
-    По каким таким делам?
-    Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю
Каждый лист оберегаю.
-    Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
-      Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный лист капустный.
А. Крылов

1.   Какие овощи растут на огороде?
2.   Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).
Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок).

В ТИХОЙ РЕЧКЕ
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
-  Здравствуй!
-  Здравствуй!
-  Как дела?
-    На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.
-    Где же твой рыбак? Попался?
-    Нет, ушел хитрец, Сорвался!
Е. Череповецкий

1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

КТО КОГО
-    Кто кого обидел первый?
-    Он меня!
-    Нет, он меня!
-    Кто кого ударил первый?
-    Он меня!
-    Нет, он меня.
-    Вы же раньше так дружили!
-    Я дружил.
-    И я дружил.
-    Что же вы не поделили?
-    Я забыл.
-    И я забыл.
В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?
ЛИСА И ВОЛК
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
-    Лизавета, здравствуй!
-    Как дела, зубастый?
-    Ничего, идут дела, голова ещё цела.
-    Где ты был?
-    На рынке.
-    Что купил?
-    Свининки.
-    Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
-    Кто отгрыз?
-    Собаки.
-  Жив ли, милый куманёк?
-    Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
-    На базаре я была.
-    Что ты так устала?
-    Уток я считала.
-    Сколько было?
-    Семь с восьмой.
-    Сколько стало?
-    Ни одной!
-    Где же эти утки?
-    У меня в желудке.

1.   Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
2.   Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
3.   Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

СТУК-СТУК
-    Стук-стук!
-    Кто там?
-    Мяу-мяу, мяу!
-    Кошка ты?
-    Мяу-мяу, мяу - Я!
-    Кошка, хочешь молока?
-    Стук-стук!
-    Кто там?
-    Ав-ав-ав! Это - Я!
-    Я за косточкой пришла!

1.  Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
2.   Кто что ест?
3.  Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
4.  Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).
-    Что ты тащишь, мышка?
-    Сыр несу детишкам!
-    Где взяла?
-    Купила, крону заплатила!
-    Что ты сдачу не взяла?
-    А хозяйка ведь спала!
С. Маршак
1.   Чем ещё питается мышка?
2.   Где живёт мышка? (в норке)
3.   Кто у мышки детки? (мышата)
4.   Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

-      Ёжик, ёжик,
Почему такой колючий?
-Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер

1.   Почему ёжик колючий?
2.   Чем питаются ежи?
3.   Кого боится ёжик?
4.   Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
5.   Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).


Медведь
-    Ты куда идёшь, медведь?
-    В город, ёлку приглядеть.
-    Да на что тебе она?
-    Новый год встречать пора.
-    Где поставишь ты её?
-    В лес возьму, в своё жильё.
-    Что ж не вырубил в лесу?
-    Жалко. Лучше принесу.
Г. Виеру

1.   В какое время года происходит эта история?
2.   Назови зимние месяцы.
3.   В каком месяце встречают Новый год?
4.   Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
5.   Как называется жильё медведя? (берлога)
6.   Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)
-    Где ты, брат Иван?
-    В горнице.
-    А что делаешь?
-    Помогаю Петру.
-    А Петр что делает?
-    Да на печи лежит.

1.   Кто ленивый? Кто трудолюбивый?
2.   Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).


-    Филя, есть хочешь?
-    Да нет, батюшка, я перекусил.
-    А чем перекусил?
-    Да съел кусок пирога,
Горшок сметаны и решето калачей.

1.  Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
2.  Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).
ВСТРЕЧА
Волк ежу сказал: «Ты колкий!
Убери, дружок, иголки!»
«Уберу, - ответил ёж, -
если зубы уберешь».

1.   Кто что должен убрать?
2.   Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
3.   Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).






























ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Блок «ВОПРОС - ОТВЕТ»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
Русские народные потешки и прибаутки
***
- Ты что делаешь? - Ничего.
А ты зачем? - Тебе помогать пришел.

- Ты пирог съел? - Нет, не я!
- А еще хочешь? — Хочу.

- Ты пирог съел? — Нет, не я!
- А вкусный был? — Очень.
***
- Где ты, брат Иван? — В горнице. –
 А что делаешь? — Помогаю Петру.
- А Петр что делает? — Да на печи лежит.
***
- Здравствуй, Филя!
- Здравствуй, Уля!
- Что мама прислала?
- Оладушки.
- Где они?
- Я их под лавку положил.
- Ах ты, Филя, чудак.
-А ты бы, Уля, как?
- Я бы их в печку положила, ты бы пришел, я бы тебя накормила.
Ладно, в следующий раз так и сделаю.
***
Ножки, ножки, где вы были?
за грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали и смотрели, все пенечки оглядели.



Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить.
На что тебе сено? - Коровок кормить.
На что тебе коровки? — Молоко доить.
А зачем молоко? — Ребяток кормить.
Кисонька-мурысонька
- Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.
- Где кони? — За ворота ушли.
- Где ворота? — Огонь сжег.
- Где огонь? — Вода залила.
- Где вода? — Быки выпили.
- Где быки? - За гору ушли.
- Где гора? — Черви источили.
- Где черви? — Утки склевали.

Кисонька
- Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна.
Волк и лиса
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Лизавета, здравствуй!
Как дела, Зубастый?
Ничего идут дела, голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке...
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок.
- Как твои, лиса, дела?
- На базаре я была.
- Что ты там видала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Гдe же эти утки?
- У меня в желудке.

Воробей, чего ты ждешь? (А. Тараскин)
Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Сапожник (в обработке Б. Заходера) (Польская песенка)
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!


Кошка (Г. Сапгир)
- Кошка, как тебя зовут? — Мяу.
- Стережешь ты мышку тут? - Мяу.
- Мяу, хочешь молока? — Мяу. –
 А в приятели — щенка? — Фрр!
Пирожок
- Мы с тобой шли? - Шли. - Пирожок нашли? — Нашли.
- Я тебе его дал? — Дал.
- Ты его взял? — Взял.
- А где же он? — Кто?
- Пирожок. - Какой еще пирожок?

Хозяйка и кот (В. Левановский)
Почему ты черен, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану съел.
Почему ты серым стал?
Меня пес в пыли валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.




Еж (В. Фетисов)
Ты скажи мне, милый еж,
Чем ежиный мех хорош?
Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.
Заяц (Г. Сапгир)
- Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты, заяц, рад? - Рад, что зубы не болят.
Здравствуй, киса (Настя Емельяненко)
Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете...
На хвостик наступаете.

Зачем?
(Шутка)
- Для чего нужны нам уши?
- Для того, чтоб сказки слушать.
- А глаза?
- Смотреть картинки.
- Руки?
- Надевать ботинки.
- Ноги?
- Чтоб в футбол играть.
- А язык?
- Чтоб не болтать.

Который час (перевод с фр. Н. Гернет и С. Гиппиус)

- Который час? - Двенадцать бьет.
- Кто нам сказал? — Знакомый кот.
- А мышка где? - В своем гнезде.
- Чем занята? — Штанишки шьет.
- Кому? - Супругу своему.
- А кто ее супруг? — Барон Кукарекук.

 Яма (О. Григорьев)

- Яму копал? — Копал.
- В яму упал? — Упал.
- В яме сидишь? — Сижу.
- Лестницу ждешь? — Жду.
- Яма сыра? — Сыра.
- Как голова? — Цела.
- Значит, живой? — Живой.
- Ну я пошел домой.

                      Английская песенка (в обработке С. Маршака)
Маленькая девочка, скажи, где ты была?
Была у старой бабушки на том конце села.
Что ты пила у бабушки?
Пила с вареньем чай.
Что ты сказала бабушке?
«Спасибо» и «прощай».

Лягушкины покупки (В. Орлов)
Откуда идешь ты,
Лягушка-квакушка?
С базара домой,
Дорогая подружка.
А что ты купила?
Всего понемножку:
Купила ква-пусту,
Ква-соль и ква-ртошку.

Обновка
Кто купил в горошек ситец? — Папа — вот кто.
Сшила что за мастерица? — Мама - вот кто.
Кто и обновку нарядился? - Маша - вот кто.

Медведь (Г. Виеру)
Ты куда идешь, медведь?
В город елку присмотреть.
А зачем тебе она?
Новый год встречать пора.
Где поставишь ты ее?
В дом возьму к себе, в жилье.
Что ж не вырубил в лесу?
Жалко, лучше принесу.

Муравей (А. Тараскин)
Муравей, постой, постой.
Почему спешишь домой?
Что ж не видишь, стрекоза,
Надвигается гроза.
Если я спешу домой, Будет дождик проливной.

Снегирек (Ю. Капотов)
Ты откуда, снегирек, прилетел в наш лесок?
С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.
Юч- юч-юч, чу-чу-чу, звонко песенку пою.
- У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?
- Я не буду их бояться, пусть метут и злятся.
 - Для  зимы я приберег теплый красный кожушок.

Весна (О. Высотская)
Ну, весна, как дела? У меня уборка.
Для чего тебе метла?
Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
Мусор смыть с дорожек.
Для чего тебе лучи?
Для уборки тоже.
Все немного просушу —
Вас на праздник приглашу.
Трус (Е. Чарушин, Е. Шумская)
Зайку спрашивает еж:
Что ты, заинька, ревешь?
Очень я перепугался,
С диким зверем повстречался,
Он зеленый, пучеглазый,
Не видал таких ни разу.

Ты скажи мне, реченька... (В. Орлова)
Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
Утром надо мной
Поет синичка -
Оттого и звонкая
Водичка!
Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты чистая
Такая?
Чистым голоском
Поет синичка —
Оттого и чистая Водичка!
Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Синяя такая?
                         В родничке
Купается синичка
Оттого и синяя
Водичка!

Разговор лягушек (в переводе С. Маршака) (Чешская народная песенка)
Кума, ты к нам?
К нам, к вам, К нам, к нам!
К воде скачу, ловит хочу.
- Кого-кого, кума?
- Рака, карпа и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!



Бычок-новичок (В. Викторова)
Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок.
-  Здравствуйте, я бычок,
На лугу я новичок.
Вы покажите скорей,
Где здесь травка повкусней.
          Ме-е, — скажу я тебе в ответ, —
Травки невкусной нет.
Травка всегда хороша, Если жевать не спеша.

Уши (Э. Мошковская)
-  Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
 Или пореже?
 Отвечает доктор:
-  ЕЖЕ..!
Отвечает доктор гневно:
-  ЕЖЕ... ЕЖЕ... ЕЖЕДНЕВНО!

Почемучки (А. Власов)
-Почему колючий еж так на елочку похож?
-Потому, что еж иголки одолжил у нашей елки.
-Почему за белкой хвост растянулся во весь рост?
-Для того, чтоб белка эта полетела, как ракета.
-Почему повсюду крот роет свой подземный ход?
-Знать, на свете для крота всего милее темнота.
-Почему же у бобров нет ни пил, ни топоров?
-Не нужны им топоры, зубы у бобров остры.
-Почему лишь носорог на носу растит свой рог?
-Чтобы, нос украсив рогом, называться носорогом.

Лис и мышонок (В. Бианки)
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал.
- Для чего копал? — Норку делал.
- Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться. - Мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, я Ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек — и был таков.
Сорока и медведь (по Н. Сладкову)
Медведь медленно вылезает из берлоги (играющий ребенок встает сo своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.
Сорока легко слетает с дерева (играющий ребенок спрыгивает со свое-го стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.
Сорока (склонив голову набок). Ау, Медведь, ты утром что дела-ешь?
Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то ?(Остановился, задумался.) Да ем!
Сорока (удивленно моргнув). А днем?
Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.
Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером? Медведь (махнув лапой). И вечером ем.
Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью? Медведь.  И ночью ем.
Сорока. А когда же ты не ешь? Медведь. Да когда сыт бываю!
Сорока  (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь? Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)














Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Почта
 Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры
Выбирают   (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:
Динь-динь-динь.
Кто там?
Почта.
Откуда?
Из Рязани. (Называется любой город.)
И что там делают?
Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
Маковое зернышко
Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.
Материал. Элементы костюма Вороны.
Ход игры
Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:
Ворона, Ворона, куда полетела?
К кузнецу на двор. (К ковалю.)
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:
На что тебе кузнец? — Косы ковать.
На что тебе косы? — Траву косить.
На что тебе трава? — Коровок кормить.
А на что коровы? - Молоко доить.
А на что молочко? — Пастухов поить.
На что пастухи? — Кабанов пасти.
На что кабаны? — Гору рыть.
На что горы? — На тех горах маковое зернышко.
Для кого зернышко? — Отгадайте!
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.
Краски
Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? - Покупатель.
- Зачем пришел? — За краской.
- За какой? - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Фанты
Цели. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа  и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.
Ход игры
Ведущий  обходит играющих и говорит:
— Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий
ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» —
"Хлеб»,   «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий» и т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.
                                                         

Дидактические игры, в которых дети конструируют диалоги

Все ли мы увидели?5
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информа ции, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материей. Картинка с изображениями различных предметов фишки.
Ход игры
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто боль ше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повто рять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Время на обдумывание — 1—2 минуты.
Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делает ся для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, ска зать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.
 



Что в чудесном мешочке?
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч
или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры
           
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот  предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Вопрос с подсказкой
Цель. Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.
Материал. Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка — «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами — «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?
В дальнейшем вводятся новые символы:
схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;
изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;
карточка с цифрами - «Сколько?»;
карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;
изображение вопросительного знака - «Почему?»;
изображение часов — «Когда?»;
изображение уходящего человека — «Куда?»;
изображение подходящего человека — «Откуда?».
Вопрос - ответ
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход игры
Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15).
   Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.  Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все  ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна  будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если  команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания — 3—4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный  вопрос задан.
В  конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
Да и нет
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
- Этот  предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?
- Его надевают на тело?
- Он  лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он  круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета -  к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Вариант игры.
Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.
Спрашиваем сами
Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки; сюжетная картинка, к которой можно задать вопросы, вскрывающие причинно-следственные связи, например: Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в бутылке?
Ход игры
Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появились две новые карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — значит, надо задать вопрос, который начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте вместе повторим, какие вопросы можно задавать. (Показывает на ту или иную карточку и называет слова, с которых начинается вопрос.) Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».
Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10—12 минут. В конце подводится итог.


Не забывайте о том, что:
       развитие у ребенка интереса к языку — это необходимый процесс: объясняйте ему значение слов, показывайте их связь, следите за грамматической правильностью, за связностью речи;
       речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте ее вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т. е. диалогом;
       помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствует диалогическую и развивает монологическую речь;
       участие в жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться.
      Приятного вам общения!
Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество!